Из чего состоит афинский акрополь. Афинский Акрополь: краткое описание комплекса, история и отзывы

Афинский Акрополь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждом полисе Древней Греции был свой Акрополь, но ни один из них не может превзойти Афинский по масштабности, планировке и сосредоточии такого количества памятников прошлых эпох.

Без него просто немыслима столица Греции, он по праву считается ее визитной карточкой, настоящей меккой для туристов со всего мира. Здесь время замирает, оно застыло в безупречном изяществе архитектурных форм. Все здесь выглядит величественно и поражает своим размахом и монументальностью, свидетельствуя о высоком уровне развития культуры древних греков и на протяжении столетий оставаясь образцом мирового зодчества.

Изначально на холме Акрополя находился императорский дворец, а 7 веке до нашей эры начались масштабные перестройки и был заложен фундамент первого и самого значимого храма - Парфенона . Он поражает не только своими размерами, но и особой планировкой - его можно видеть в объеме. Если смотреть на строение со стороны центральных ворот, взору предстают одновременно три стены. Секрет в том, что колонны Парфенона расположены под определенным углом друг к другу, этим обусловлен и ряд других интересных архитектурных особенностей. А главным украшением храма была статуя Афины, сделанная из слоновой кости и золота. Приблизительно в V веке до нашей эры ее увезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

Акрополь

Не менее грандиозен и Эрехтейнон, построенный на месте, где произошел легендарный спор Посейдона и Афины. Здесь, в святилище Пандоры, хранилась оливковая ветвь, и протекал источник с морской водой. Помимо этого в храме есть знаменитые скульптуры Кариатид - шести красавиц, которые заменяют колоны храма, множество фризов и сохранившаяся местами мозаика.

Также выделяется среди других и храм богини Ники, которую, по преданию, афиняне оставили без крыльев, чтобы она от них не улетела, и победа была всегда за ними. Это поистине легендарное место - именно здесь Эгей ждал своего сына Тесея, и в порыве безудержного отчаяния прыгнул в море. А совсем рядом находится старинный театр Диониса, где представляли свои драмы и комедии Аристофан и Эсхил, Софокл и Еврипид.

Раньше войти в Акрополь можно было через огромные ворота - Пропилеи, являющиеся шедевром архитектурного искусства и именовавшиеся «блистательным лицом Акрополя».

В одной из их частей этих ворот была размещена самая первая в мире картинная галерея.

Конечно, влиянию времени подвластны даже монументальные сооружения Акрополя, так что все, что сейчас можно там увидеть, довольно сильно разрушено. Еще больше изменили облик «верхнего города» многочисленные разрушения и разорения, которые происходили в разные времена. Но, тем не менее, Афинский Акрополь поражает нас своим изяществом, роскошью и совершенством даже находясь в руинах.

Это возвышенная часть или, так называемый, верхний город. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться и, конечно, здесь возводились самые основные храмы. Все древнегреческие города имели акрополи, но самый известный - это Афинский Акрополь, возвышающийся на 150 метров над главным городом .

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.

Акрополь как раз относится к тем местам, о которых говорят, что они великолепны и восхитительны. Его принято считать чудом, сохранившимся и до наших дней, даже, несмотря на то, что все строения крайне лаконичны по своей форме, а весь Акрополь можно пройти за час.

Стены Акрополя круты и обрывисты. Раньше внутри располагалось огромное количество ценностей, различных скульптур. Сейчас только четыре великих сооружения можно встретить внутри Акрополя.

История Акрополя

Строительство Акрополя началось еще во II веке до нашей эры. Но во время греко-персидских войн он был полностью разрушен. Почти век он простоял в ужасном состоянии.

К середине V века до нашей эры Афины становятся самым процветающим городом в Элладе, экономическим и культурным центром. Особого расцвета он достиг при правлении Перикла. По его инициативе, город стали украшать всевозможными постройками. В 449 году окончилась грандиозная реконструкция Акрополя.

Афинский Акрополь построен, как говорится, с размахом. Его не возможно охватить одним взглядом. Конечно, на сегодняшний день только малая часть сохранилась от того древнего строения, но и сейчас он достоин восхищения. Для начала стоит познакомиться с тем Акрополем, который существовал при древних греках.

В Акрополь вел только один вход по узкой дороге, расположенной с западной стороны. Этот вход через ворота Пропилеи, возведенные архитектором Мнесиклом в 437 - 432 годах до нашей эры. Ворота были украшены широкой лестницей и двумя портиками, один из которых обращен в сторону холма, а второй - к городу. Когда-то потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Пропилеи окружены стенами храма Бескрылой Ники. Небольшое здание с 4 колонами. Этот храм проектировался еще в 450 году до нашей эры, но приступить к постройке смогли только в 427 году. Строили его в течение 6 лет. В древности внутри храма находилась деревянная статуя богини победы. Традиционно, Нику изображали, как девушку с парой крыльев, но древние греки изобразили ее без крыльев, чтобы победа «не улетела» от них.

Войдя через ворота, сразу можно было увидеть статую Афины, возведенную в 456 - 445 годах скульптором Фидием. Афина была изображена со щитом в левой руке и копьем в правой, на голове у нее был воинский шлем. Высота статуи была 7 метров, а копье и того больше - метров 9.

Слева от статуи Афины располагался храм . Он был посвящен Афине, Посейдону и царю Эрехтею. Именно в этом храме хранилось самое ценное, в частности, деревянная статуи богини-воительницы, которая по приданию упала с неба; священный пеплос, который ткали жрицы, алтари Ифеста и Эрехтея.. В этом храме совершались самые главные обряды.

Храм Эрихтейона был небольшим по своим размерам (23 на 11 метра), но он объединял под собой сразу несколько святилищ. Храм по своей высоте был неравномерен: западная часть здания на 3 метра ниже восточной стороны. Это из-за того, что храм был построен на неровной поверхности.

Внутреннее пространство делилось на две части. В западной стороне находилось святилище Эрехтейона, а в восточной святилище Афины Паллады. Скульптурное оформление храма было очень богатым. По всему периметру располагались фризы, темой которых стали мифы.

Перед западным фасадом храма росла священная олива, но она была вырублена, а сам храм разрушен.

В центре Акрополя находился Парфенон, также посвященный богине Афине. Он сооружался в течение 9 лет (447 - 438 год до нашей эры). Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Парфенон представлял собой прямоугольное здание размером 70 на 31 метр, со всех сторон окруженный колонами - по 17 с продольных сторон и по 8 колон на торцевых частях храма.

Парфенон богато украшен различными скульптурными элементами, созданными видными мастерами древнего мира (Фидий, Алкамен, Агоракрит, Каллимах). Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам - даже почти аляповато раскрашен. Само собой, со временем краска выцветает, поэтому храмы, которые дошли до наших дней исключительно белого цвета.

Внутреннее помещение Парфенона делилось на две части. Первая часть - целла, где располагалась 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине был роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежда была покрыта золотыми пластинами.

Второе помещение предназначалось для девушек-жриц, которые работали над изготовлением священных облачений богини.

Современный Акрополь

Современный Акрополь мало похож на тот, который существовал много веков назад. На площадку, где расположены Пропилеи, современные туристы могут попасть через ворота Бейле, сооруженные в римско-византийскую эпоху. Свое название они получили в честь археолога Бейле, который в 1853 году обнаружил их под останками турецкого укрепления. Прямо перед входом находятся руины Храма Бескрылой Ники, который был разрушен турками, когда те захватили город. В середине XIX века, когда турецкое владычество было смещено, храм попытались восстановить, однако таким, как прежде, его уже невозможно было сделать.

Очень многое в Акрополе было безвозвратно уничтожено. Например, статуя Афины-воительницы была вывезена в Константинополь, где в XIII веке и была уничтожена.

Неоднократно страдал от грабителей Храм Эрехтейона, особенно во время борьбы Греции за независимость в 1821-1827 годах. Только в 1906 году начали проводить реконструкцию храма, восстанавливая его на сохранившемся фундаменте.

Парфенон в XIII веке был превращен в христианский храм. Во время турецко- войны Парфенон был обстрелян. Основное помещение и колоннада были полностью разрушены. В наши дни он частично реставрирован, но былое величие уже утрачено.

Конечно, современный Акрополь не такой величественный, но и сегодня он является одним из красивейших сооружений на нашей планете. Многое разрушено, а то и совсем уничтожено. Но что-то сохранилось и до сих пор притягивает в Афины туристов.

Мы все в 5 классе изучали историю Древнего мира. Мы помним фотографии и рисунки Акрополя на страницах наших учебников.

Тогда мы не задумывались, что тысячи лет назад на этом месте люди жили и умирали, строили планы и дома, любили и страдали.

Афинский Акрополь был колыбелью современной европейской цивилизации. Величие предков достойно уважения. Но полностью ощутить это можно только увидев своими глазами место, где рождались легенды.

Верхний город

Согласно древнему мифу основателем был рожденный древнегреческой богиней земли Геей, получеловек-полузмея — царь Кекроп.
Пораженный красотой здешних мест, он основал древний город.

Но тогда города без божественного участия не могли существовать. Микенам и Агросу покровительствовала Гера, Фивам – , а Деметра курировала Элевсин.

За почетное звание покровителя нового города бились дочь Зевса – Афина и владыка всех морей и океанов Посейдон. Кекроп устроил соревнование, суть которого заключалась в том, что кто преподнесет городу лучший подарок, тот и будет владеть землей .

В состязании первым принял участие Посейдон. В жаркой и засушливой местности нет лучшего подарка, чем прохладная вода. Ударив трезубцем о скалу, он сотворил водопад. Но воды его были солены, и бесполезны для жителей.

Афина же подарила городу оливковое дерево, дарующее тень, и .
Кекроп счел дар Афины лучшим, и боги согласились с ним.

С тех пор любимая дочь Зевса стала покровительницей Афин. И в ее честь Кекроп возвел первое святилище. А город, обидевший Посейдона, до сих пор периодически испытывает засуху.

Город был основан на 156-метровом холме с плоской вершиной. Отсюда открывался изумительный вид на море и окрестности. Изначально на нем, помимо святилища божественной покровительнице, располагались постройки политического и хозяйственного значения, такие как государственная казна, склад оружия и др.


Населяли акрополь в основном правители и знать. Простые же люди и ремесленники строили свои жилища у подножья холма. В случае опасности население укрывалось за крепостными стенами.

Акрополь, в переводе с греческого, значит «верхний город». Каждый греческий город в те времена имел свой собственный акрополь. Но всемирную известность получил именно Афинский.

Это не только символ столицы , но и символ всей страны. Сооружение представляет собой сложный архитектурный ансамбль, занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но постройки, которые мы можем видеть сейчас, не были здесь первоначально. За всю историю Афинский акрополь не раз подвергался разрушительным набегам.

Те храмы, которые сохранились до нашего времени, были возведены примерно в середине 5 века до н. э. Произошло это после того, как окончательно разгромив персов, греческие полисы наконец-то объединились и создали Афинский морской союз под предводительством Афин.
Тогда было решено выделить деньги на восстановление разрушенного персами Акрополя.

Храмы были сожжены до основания, поэтому их просто выстроили заново. Центральное место отвели храму Афины Паллады – Парфенону.

Также на территории Акрополя находятся , храм Эрехтейон с его знаменитым портиком Кариатид, Бравронейон и множество других.

Каждый из храмов уникален, и представляет интерес не только для специалистов и историков, но и для обычных туристов, для которых история не просто слово. Но прошедшие сквозь тысячелетия эллинские храмы последнее время подвержены сильному разрушению.
Причиной этому стало изменение атмосферы. Из-за выбросов выхлопных газов повысилось содержание серы в воздухе. Мрамор медленно превращается в известняк. К тому же железные конструкции, соединяющие мраморные части, окисляясь, разрушают благородный камень.

В Акрополе идет непрекращающаяся реставрация. Поэтому впечатление туристам могут подпортить строительные леса. Пока ученые не найдут способ противодействовать химическому разрушению камня, часть скульптур заменена копиями. Оригиналы размещены в Музее Акрополя.

Афины начинаются с Акрополя

В каком бы местечке Греции вы ни остановились, не побывать в Афинском Акрополе просто неразумно. Греция не такая уж большая страна и добраться до Афин не составит труда, к тому же способов доехать до столицы великое множество.

Афинский акрополь – это музей под открытым небом. При его осмотре придется много ходить и забираться на гору. Поэтому собираясь на экскурсию, не забудьте про удобную обувь, головные уборы. Учитывайте, что ступени и камни, по большей части, скользкие.

Как организовать себе экскурсию решать придется самому. Экскурсионных программ великое множество. Все включают в себя, как правило, посещение Акрополя, и несколько других достопримечательностей.

Купить экскурсию можно как в небольших агентствах, раскиданных по всему городу, так и через интернет. Можно приобрести ее и у своего туроператора. Стоимость программ варьируется в немыслимом диапазоне. Все зависит от того, что включили организаторы в экскурсию, а также включено или нет питание, какой вид транспорта и т.д.

Не менее интересно будет, если вы самостоятельно себе организуете ее. К тому же ощущение свободы, и то, что вы предоставлены сами себе, добавит остроты, и превратит обычную экскурсию в небольшое приключение.

В центре Афин находится два холма. На одном расположился Акрополь. Другой холм называется Ликавитос, и прославился он тем, что с него открывается невероятный вид на город. У подножья обоих холмов раскинулась плотная застройка старых Афин. Ошибиться с направлением в поисках Акрополя невозможно.

Общественного транспорта в Афинах предостаточно, но передвигаться быстро удобнее все-таки на метро.
Станция метро, с которой легко добраться до Акрополя, называется «Акрополи» и находится она на красной ветке.
От станций метро Тиссио и Монастрираки до археологического памятника тоже можно добраться пешком.

Билеты на проезд следует приобретать в кассах метро или автоматах. Разовый билет стоимостью в 1,4 евро позволит вам проехать на любом виде транспорта в любом направлении в течение 90 мин. Билет на сутки стоит 4 евро.

Поднявшись из метро на поверхность, Вы увидите величественные древние постройки. Акрополь настолько мощный, что современный город просто теряется на его фоне.

Место притока туристов, как и во всем мире, привлекает торговцев.

Поэтому вокруг множество закусочных, кофеен и сувенирных магазинчиков. Голодным остаться туристу не получится. Но водой следует все-таки запастись заранее, так как здесь она бессовестно дорога — от 0,5 евро, и чем выше вы поднимаетесь в гору, тем выше цена на бутылочку обычной воды.

Археологический памятник принимает туристов в летний сезон: в рабочие дни с 8-00 до 18-30, а в выходные и праздники с 8-30 до 14-30. В июле и августе лучше спланировать посещение на утренние часы.

Днем впечатление может испортить беспощадная жара. Кроме того, будьте готовы к тому, что кроме вас там будут толпы туристов — этого не избежать.

Если посещение Акрополя запланировано не в составе экскурсии с русскоговорящим гидом (которая может быть неоправданна дорога), то заранее закачайте программу Мобильный гид в свой гаджет, или захватите путеводитель.

В противном случае Вы будете обречены лицезреть развалины, абсолютно ничего не представляя об их богатой истории. Если повезет, можно примкнуть к экскурсии на русском языке.

На входе – стенд с правилами поведения на территории памятника. Главное, из которых, – не трогать камни!

Входной билет в Афинский акрополь стоит 12 евро. Билет действителен в течение 4 дней.

Им можно воспользоваться также при посещении еще шести достопримечательностей: театра Диониса, Римской Агоры, Древнегреческой Агоры, Храма Зевса, библиотеки Адриана и древнего кладбища – Керамик.

Воздержитесь от покупок сувениров на территории памятника.

Абсолютно те же сувениры, прочие безделушки и предметы непонятного предназначения можно приобрести — у подножья Акрополя, причем в три раза дешевле.

Греки дружелюбный народ, еда у них вкусная, порции просто огромны.

К тому же любое уважающее себя заведение в конце трапезы принесет вам комплимент от заведения, в виде рюмочки или , а детям – десертик. Поэтому разницы, в какой таверне поесть, с этой точки зрения нет.

Чтобы совместить полезное с приятным, посетите еще и Центральный рынок Афин. Находится он недалеко от Акрополя.

Рынок открыт: с понедельника по субботу с 8-00 утра до 18-00 вечера. Расположен он всего в 500 метрах от станции метро Монастрираки.

Вы насладитесь не только местным колоритом, но и перекусите по весьма демократичным ценам. В тавернах можно плотно подкрепиться на 10-15 евро. И выбрать симпатичные от 1 евро.

Ну а теперь, получив все ценные советы, направляемся в верхний город Афин.

Пропилеи

Монументальный вход в Акрополь – Пропилеи находятся в западной части Акрополя.

Возведены они на крутом склоне. Изначально попасть сюда можно было по широкой тропе, которую потом римляне покрыли ступенями.

Пропилеи представляют собой два портика, один направлен в сторону Акрополя, а другой в сторону города.

Потолки портиков выкрашены в синий цвет и расписаны золотыми звездами. С внутренней стороны расположены ионические колоны и павильоны. В древности там размещались картинная галерея и библиотека.

Храм Ники Аптерос

Изящный мраморный храм, посвященный Богине Победы, постоянной спутнице богини Афины.

Внутри находилась статуя Ники, которая не сохранилась. Но современники утверждают, что в одной руке Ника держала шлем, а другой плод граната. Примечательно, что у этого изображения Ники отсутствуют крылья, хотя принято ее было изображать крылатой, что даёт повод некоторым ученым предполагать, что статуя изображала всё-таки Афину, а не Нику.
Аптерос в переводе с греческого как раз и значит «бескрылая», а Ника – «победа».

Древнегреческий писатель Павсаний утверждал, что богиню лишили крыльев, чтобы она не могла покинуть город. Фризы украшены рельефными изображениями с изображениями богов. Храм расположен справа от Пропилей, снаружи Акрополя и хорошо сохранился.

Храм был отреставрирован в последний раз в 2000 году, и сейчас виден из любой точки центра города, а когда темнеет включается подсветка, что придает сооружению фантастически красивый вид.

Парфенон

Храм богини Афины — — занимает центральное место в Афинском акрополе и назван в честь богини девственницы. Это — самое знаменитое строение на территории Акрополя.

Представляет собой классический прямоугольный храм обрамленный колоннами.

Древние архитекторы решили проблему оптического эффекта кривизны колонн. Они сделали средние части немного утолщенными. Угловые колонны наклонили к центру. И на расстоянии колонны теперь кажутся идеально прямыми.

Интересен тот факт, что правитель Перикл, руководивший возведением храма израсходовал на строительство 450 серебряных талантов. Эта сумма для тех времен была невероятной. На сооружение триеры (древнегреческого боевого корабля) требовался всего 1 талант. Таким образом, стоимость храма равнялась стоимости целого древнегреческого флота.


Возмущенный таким расточительством народ предъявил соответствующие претензии правителю. На что тот ответил, что храмом через века будут гордиться потомки. И предложил нести все расходы самостоятельно, при условии, что и вся слава будет принадлежать только ему одному. Но мудрые греки предпочли всё же отнести расходы на городскую казну.

Фриз фасада богато украшен барельефами. На нём изображены и сцены единоборств, и сцены из реальных войн, например — Троянской, и мифы – рождение Афины.

Легенда гласит, что появление Афины было весьма необычно. Первая жена Зевса была предсказательницей. И предрекла, что сначала родит ему дочь, а потом сына. Сын станет властелином вселенной.

Боясь, что собственное чадо рано или поздно свергнет его с трона, он проглотил беременную жену. Вскоре у Зевса разболелась голова. Он попросил Гефеста разрубить ее и посмотреть, что там происходит. Гефест помог, и из головы Зевса выскочила Афина Паллада в доспехах.

В древности в Парфеноне не только отравлялись священные обряды, но и хранилась казна Морского Афинского союза и архив города. Сокровищница примыкала к стенам Парфенона с западной стороны.

Скульптор, украшавший храм, – знаменитый Фидий — изваял из слоновой кости и золота 13-метровую статую Богини. Она занимала центральное место в храме.

Афина на одной руке держала крылатую Нику, в другой – копье. На груди Афины – маска Медузы. У ног ее – щит, а возле копья – змея. Голову украшал величественный шлем. Вся статуя была грозна и торжественна.

Долгое время историки описывали ее как эталон красоты. Оружие и одежда были изготовлены из золота, а открытые части тела из слоновой кости. Глаза богини Фидий сделал из драгоценных камней. Золото, пошедшее на ее изготовление, также было и своеобразным золотым запасом государства.
Статуя погибла во время пожара в Константинополе, куда ее перевези в 5 веке.

Очень жаль, что до наших дней этот шедевр не сохранился. Но по описаниям современников было воссоздано несколько копий. Самая достоверная из которых, «Афина Варвакион», выставлена в Национальном музее в Афинах.

Следует заметить, что статуя стоила жизни своему создателю. Он увековечил на рисунках, украшающих ее, себя и Перикла, изобразив героями сцен сражений. На что народ бурно отреагировал – обвинил его в богохульстве и бросил в тюрьму. В тюрьме великий скульптор скончался.

Эрехтейон

На месте, где некогда происходил спор между Посейдоном и Афиной за право на покровительство городу, и где позднее был похоронен отец-основатель Кекроп, греки возвели .

Рядом с храмом и растет то легендарное оливковое дерево – дар Афины городу. Храм посвящен Афине, Посейдону и царю Афин – Эрехтею. В честь него и назван храм.

Архитектору пришлось постараться, так как возводился храм на довольно неровной поверхности. Поэтому строение асимметрично и состоит из двух помещений на разных уровнях.

Восточная часть возведена в честь Афины Паллады. Она имеет отдельный вход. В ней же хранилась ее древнейшая скульптура, согласно мифу, упавшая с неба. Скульптуру жрицы облачали в одежды сотканные ими — «пеплос». А перед Афиной горел неугасаемый золотой светильник.
С трех сторон пристроены портики различной формы.

Западное помещение храма славит Посейдона и царя Эрехтея. Оно тоже имеет отдельный вход. Алтари посвящены не только богам, но и смертным Эрехтею и его брату.

В этой части храма был источник с соленой водой, образовавшийся как раз когда Посейдон ударил по соседней скале трезубцем. След от удара можно увидеть до сих пор. Также интересно посмотреть и след от молнии Зевса, которой он поразил Эрехтея, и могильные плиты усыпальницы человека-змеи Кекропа.

Портик Кариатид

Портик Кариатид является частью архитектурного ансамбля храма Эрехтейона, но это настолько уникальное сооружение, что он выделен в отдельную достопримечательность.

Портик на корзинах держат статуи прекрасных девушек. Говорят, что это жительницы древнего города Карий, жрицы богини Артемиды. Были они весьма красивы и имели в своем обычае танцевать во славу богини Артемиды с корзинами полными цветов или фруктов на голове.

В настоящее время портик держат шесть копий античных статуй. Оригиналы же разнесены по музеям мира. Одна находится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.
Идея использовать скульптуры девушек вместо колонн дошла и до наших дней, и кариатиды стали архитектурным элементом.

Музей Акрополя

Музей Акрополя находится в 300 метрах от него. Само по себе здание уже уникально. Вряд ли оно останется незамеченным туристами.

На общем фоне музей просто ультрасовременен. Построен прямо на месте раскопок. Результаты трудов археологов можно увидеть через стеклянный пол на первом этаже. Площадь музея впечатляющая – 226 тысяч кв. м. Описывать множество экспонатов нет смысла. Но коллекция античных статуй точно запомнится.

Очень удобно расположено кафе – прямо на крыше музея.

Бесподобный вкус прекрасно гармонируют с невероятным видом, открывающимся с крыши музея.

Стоимость входного билета 5 евро. Работает он все дни кроме понедельника с 8 утра до 10 вечера.

Цель познавательного туризма в Греции - увидеть и запечатлеть в памяти и на фотографиях как можно больше достопримечательностей. В этой стране их действительно много, но лидирующие позиции занимает Акрополь в Афинах .
Здесь царит особая атмосфера - дух античной Эллады, когда боги и люди вступали в незримые битвы, мудрость и знания философов, древние руины, практически не тронутые рукой человека, переплетающиеся с современными архитектурными поисками. Афинская жемчужина истории расположена на скалистом известняковом холме Акрополис, высота которого над уровнем моря - 156 метров. Его особенность - плоская площадка наверху и крутые склоны (все, кроме западного). Древние греки спасались здесь от вражеских набегов, сверху очень хорошо просматривался город и контролировались все подходы к площадке. Общая площадь - около 3 га.

ИСТОРИЯ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ

Территория холма была поделена на священные участки, на которых были расположены театры, храмы, жертвенники. Отсюда открывался изумительный вид на окрестности, здесь в древние времена была сосредоточена военная и общественная жизнь столицы, находились хозяйственные постройки, склады для хранения оружия.
В середине VII в. до н.э. на холме строят первое крупное здание - храм Полиады на месте городской казны. В 490 г. принято решение возвести новое святилище - шестиколонный храм, в который приходили поклоняться Афине Палладе. Но до конца довести свой замысел власти не успели, набег персов на столицу разрушил город и все сооружения.
И только в 450 г. до н.э. во времена правления Перикла начали создавать архитектурный ансамбль: вначале на холме вырос Парфенон, затем храм Афины, официальный вход - Пропилеи, возле них небольшой храм Ники Аптерос и святыня Эрехтейон. Разработка плана строительства принадлежала местному скульптору Фидию. По завершению работ его осудили за якобы присвоенные в процессе строительства ценные материалы и даже обвинили в безбожии за то, что на рельефах, посвященных Афине, он изобразил себя и своего друга Перикла. С помощью друзей ему удалось бежать из тюрьмы, после чего скульптор создал статую Зевса - одно из признанных миром семи чудес света.
Отстраивали Акрополь несколько раз, во времена вражеских набегов часть строений разрушалась практически полностью. В настоящее время все культурные ценности находятся под бдительной государственной охраной. Большинство строений и статуй изготовлена их мрамора, главным врагом которого является неблагоприятная греческая экология. Большие выбросы выхлопных газов стали причиной повышенного уровня серы в воздухе, мрамор постепенно превращался в известняк. Железные сваи и плиты, соединяющие между собой отдельные части сооружений, способствовали дальнейшему разрушению камня. Позже они были извлечены и заменены латунными элементами. Часть скульптур, которые вы увидите, путешествуя по площадке, являются копиями, посмотреть оригиналы можно в Музее.

Как добраться до Акрополя

Холм находится в западной части столицы Греции, доехать сюда можно на общественном транспорте, это быстро и не затратно. Туристы пользуются второй линией метро (выход на одноименной станции), троллейбусами № 1,5, 15 или автобусами (маршруты 135, Е22, А2, 106, 208).
Если вы располагаете временем и предпочитаете пешие прогулки, из центра города дойти можно по улице Dionysiou Areopagitou. Идти нужно прямо по направлению к горе, не сворачивая в переулки. На этой же улице расположен Новый музей Акрополя, в 300 метрах от входа в «верхний город» возле станции метро Akropolis. Если посетить его до момента подъема на холм, это ничуть не сгладит впечатление от увиденной позже храмовой архитектуры и остатков древней цивилизации. Ультрасовременное здание, открывшее свои двери посетителям в 2009 году, имеет 5 этажей и стеклянный пол на первом этаже, под которым просматриваются извилистые улочки - результат археологических раскопок. Общее количество экспонатов насчитывает более 4000, в том числе и статую богини Афины. На третьем этаже есть сувенирная лавка и кафе, особенность здания - в постоянной прохладе внутри, что очень приветствуется туристами после посещения достопримечательностей холма в знойный день.

Правила посещения

Экскурсии не имеют ограничений, в любое время года через Пропилеи (главные ворота) можно войти на территорию с 8.00 до 18.00. Стоимость билета - около 12 евро, он дает возможность беспрепятственного входа на протяжении 4 дней. По площадке лучше гулять в составе экскурсионной группы с русскоговорящим гидом, самостоятельное путешествие не принесет столько удовольствия - вы просто будете лицезреть древние развалины, не зная их удивительной и богатой истории. У входа в мраморные ворота расположена табличка, где прописаны правила поведения туриста. Главное из них - запрет трогать камни и экспонаты руками и не выносить их за пределы ворот.
Дни бесплатных посещений:
- 18 апреля - греки отмечают международный день памятников;
- 5 июня - всемирный день охраны окружающей среды;
- 6 марта - день, когда чтят память греческой актрисы Мелины Меркюри;
- последние суббота и воскресенье сентября.
По большим государственным и религиозным праздникам Акрополь не работает: Пасхальное воскресенье, 1 января, Рождество.

Достопримечательности Акрополя

Пропилеи
Пропилеи - официальный вход в "музей под открытым небом", представляющий собой мраморные ворота, через которые посетители проходят на территорию. Современное строение возведено поверх существовавшего ранее, его спроектировал в 437 г. до н.э. известный архитектор Мнесикл и за 5 лет удалось полностью завершить строительство.
Внешний и внутренний фасады - дорические портики, состоящие из шести колонн, причем внешняя часть ворот представляет собой сложную архитектурную композицию и большую глубину, чем внутренний. Всего Пропилеи имеют пять проходов для посетителей, центральный - самый широкий (4,3 м), он предназначался для проезда всадников на лошадях и прогона животных, который должны были принести в жертву богам Олимпа. Вместо ступеней к нему ведет пологий пандус, обрамленный внутренними колоннами в два ряда.
Храм Ники Аптерос
Если двигаться на юго-запад с внешней стороны ворот, можно увидеть небольшой храм Ники Аптерос, раскинувший свои владения на высоком бастионе. Это единственное сооружение, находящееся перед Пропилеями. На фризе изображены сцены сражений за страну, эпизоды из древнегреческих мифов. Поражает воображение миниатюрность строения, высокие колоны в ионическом стиле, несмотря на свою громоздкость, кажутся невесомыми, а внутренняя подсветка по вечерам делает это место таинственным.
Парфенон
Это главный и самый первый храм Акрополя, расположенный в северо-западном углу "верхнего города", возведенный в 447-438 г. до н.э. На протяжении 9 лет святыню отстраивали по проекту Калликрата, археологи при раскопках нашли древние таблички с отчетами властей по тратам городских средств на строительство перед населением. Храм был несколько раз почти полностью разрушен, работы по его реконструкции ведутся и в настоящее время. В глубине святилища располагалась статуя богини Афины, ее высота достигала 10 метров, тело выполнено из дерева, а его открытые участки - из слоновой кости, что придавало статуе максимальное сходство с человеком. Одежда и венок изготовлены из чистого золота, общий вес которого достигал 1150 кг. Не удивительно, что оригинал статуи не дошел до наших дней (по официальной версии - утерян), в Музее сохранилось несколько копий богини меньших размеров.
В отличие от остальных сооружений, греческие архитекторы постарались не только выстроить красивое здание, но и учли особенности зрительных органов человека. По их мнению, придать храму большее величие смогли следующие строительные трюки - не ровный, а слегка выпуклый пол внутри, диаметр угловых колонн больше остальных, а размер колонн, расположенных посредине, немного меньше других.
Эрехтейон
Данный храм не зря греки называют жемчужиной архитектуры. Создан в ионическом стиле (более "легком" и утонченном), завершилось строительство уже после смерти царя Перикла. Святыня была создана в основном для жрецов, поклоняющихся Афине (в отличие от Парфенона, который могли посещать все желающие), здесь совершались ритуалы жертвоприношения, религиозные таинства. На этом месте, как гласит легенда, состоялось состязание между прекрасной Афиной и Посейдоном за власть над столицей. И когда бог морей проиграл, он в гневе ударил трезубцем о землю. В одном из реконструированных залов можно увидеть глубокий след от него, который архитекторы решили сохранить.
Царь Эрехтей был любимцем местного населения. В одной из схваток он убил сына Посейдона. В наказание Зевс поразил Эрехтея молнией по его просьбе - во время экскурсии по Акрополю гид укажет туристам место, где стихия повредила мраморные плиты, оставив в них несколько глубоких трещин. Храм возведен рядом с упокоенными останками царя.
Основное здание разделено на две неравномерные части расположенных на разном уровне от линии земли. Восточная часть с отдельным входом посвящалась Афине, перед статуей в святилище горел неугасаемый огонь в золотом светильнике, западная - имела три отдельных входа, здесь были расположены три алтаря в поклонение богам Посейдону, Гефесту (богу огня и кузнечного мастерства) и первому жрецу Афины Буту, брату царя Эрехтея.
Вход в западную часть храма был оформлен в виде прямоугольного портика, поддерживаемого шестью колонами, изображающими женские фигуры в полный рост. Портик Кариатид получил свое название в честь жриц богини, которые во время праздников выполняли особый ритуальный танец с большими корзинами, наполненными до краев спелыми плодами. Кариатиды - женщины, родом с небольшого городка Кария, известные своей красотой и утонченностью фигуры. Даже во времена захвата столицы Греции турками, не признававшими изображений человека на статуях по мусульманским убеждениям, колоны не были разрушены. Они ограничились тем, что аккуратно стесали каменные лица прекрасных женщин.
Храм Августа
На восток от Парфенона был расположен небольшой храм круглой формы, сооруженный в 27 г. до н.э. Крышу поддерживало 9 колон в ионическом стиле. Археологам удалось найти только фундамент строения, соотнести его с реальным зданием удалось только после обнаружения посвятительной надписи у подножия. Она гласила, что храм посвящен Роме и Августу и возвели его благодарные афиняне, это символ почитания местными жителями Октавиана Августа. Он единственный возведен с целью воспевания культа Императоров. Идеи строительства принадлежали архитектору, занимавшемуся во времена Римской империи реставрацией Эрехтейона, поэтому два здания имеют много схожих черт.
Ворота Бюле
Являются частью архитектурного ансамбля, их возведение датируется 267 годом. Врата считаются запасным входом на площадку, этот небольшой проем в стене после набегов древнегерманских племен герулов давал возможность жителям незаметно покинуть территорию. Названы в честь Эрнеста Бюле архитектора из Франции, который в 1825 году занимался археологическими раскопками в данной местности и обнаружил тайные врата.
Святилище Зевса
Расположено к востоку от Эрехтейона, его главная особенность - отсутствие крыши. Информации о том, как выглядело святилище ранее, нет, и все полученные данные различаются, поэтому будущая реконструкция строения может не соответствовать действительности. В соответствии с одной из гипотез ученых данный участок был идеальным для поклонения главному богу Олимпа, так как на нем расположена наивысшая точка холма над уровнем моря. На территории святилища был установлен жертвенник из бронзы, а также небольшая часовня, в центре которой находилась жертвенная яма. Жертвоприношениям в те времена считали совместную трапезу богов и людей. Было запрещено пиршество до момента, как часть пищи отправится в большой костер. Вначале продукты, фрукты, печенье, благовония и другие подношения сжигали возле святилища, а пепел аккуратно ссыпали в эту нишу. Свидетельств о ритуалах нал людьми в честь богов не найдено.
Бравронейон
Сооружение находится недалеко от уцелевших развалин древних микенских стен на востоке. Артемида Браврония была покровительницей девушек до момента бракосочетания и защитницей беременных женщин.
В соответствии с документами создателем святилища считается Писистрат, на родине которого поклонялись этой богине. Форма небольшого храма - колоннада в дорийском стиле, к ней примыкают два крыла в виде буквы "П", где хранились статуи богини Артемиды, одна принадлежит рукам скульптора Праксителя, автор второй - неизвестен. Дата возведения святилища точно не известна, примерно - 430 г. до н.э. Святилище не играло главную роль в комплексе, поэтому вместо традиционного античного алтаря здесь стояло 4 портика, к которым женщины возлагали свои пожертвования.
Раз в четыре года жители столицы отмечали праздник "Бравронии": от Афин до Браврона (38 км) шла пешим ходом процессия из девочек (7-10 лет), чтобы остаться там минимум на один год и играть роль медведиц для Артемиды (она считалась Медвежьей богиней). Здесь регулярно проводились ритуалы, после последнего девочки снимали длинные накидки, которые носили весь год, что символизировало наступление периода женской зрелости.
Халкотека
За святилищем находилось сооружение с дополнительным отдельным помещением ("внутренняя комната"), где хранили щиты, метательные орудия, культовые предметы для обрядов поклонения Афине. Точная дата строительства неизвестна, по предварительным данным это была середина V в. до н.э., масштабная реконструкция производилась в римский период. В наши дни от халкотеки осталось несколько больших строительных блоков и большая котловина, сделанная в камне.
Театр Диониса - первый "развлекательный центр" греков
Хлеб и зрелища - то, чего требовали местные жители, и это было в изобилии в древней Греции. Первый и самый древний афинский театр расположен в южной стороне холма. Он построен в честь бога виноделия, которого, по легенде афиняне убили, ошибочно полагая, что он давал им отравленное вино. В день его смерти отмечали праздник Диониса, сопровождающийся шумными пиршествами и массовыми гуляниями. Так был создан первый театр, на сцене (тогда это была "орхестра") которого зрители впервые увидели театрализованные постановки Эврипида и Софокла, здесь родился тандем поэзии и трагедии. Каменное сооружение под открытым небом могло вмещать одновременно до 17 тысяч зрителей.
Орхестру от рядов отделял довольно глубокий ров с водой, ученые высказывают предположение, что эта хитрость улучшала слышимость, благодаря чему даже на верхних местах диалоги актеров было отлично слышно.
Сзади сцены было небольшое здание (схена), предназначенное для переодевания участников постановок. Стены театра были украшены барельефами с изображением богов и эпизодов из мифологии, фрагменты некоторых из них туристы могут увидеть и сейчас.
Вначале посадочные места были полностью изготовлены из древесины, но в 325 г. до н.э. их заменили более долговечными мраморными. Их высота составляла только 40 см, чтобы можно было видеть все происходящее на сцене, комплектовались мягкими подушками.
Кресла в первом ряду были именными, об этом можно судить по надписям, которые не смогли уничтожить силы природы. В I веке амфитеатр перестроили, это положило начало гладиаторским боям и цирковым представлениям. Между первым зрительным рядом выстроили высокий железный бортик, для безопасности посетителей.

Пещеры холма

Пещера Зевса
Каждый год весной сюда приходили "избранные" афиняне, которые ожидали молнии - природного явления, считающегося знаком прихода главного божества Олимпа на холм Арма. Он указывал им правильный и безопасный курс на Дельфы, это был сигнал, что божество оберегает и благословляет.
Алтарь Аполлона
Недалеко с пещерой Зевса можно увидеть углубление, в котором располагался алтарь бога Солнца. После того, как местные жители выбирали 9 архонтов (высших должностных лиц столицы), они отправлялись давать присягу верности и чести на алтарь Аполлона Патросского, вторая торжественная клятва произносилась именно здесь.
Пещера Пана
Если пройти от алтаря немного на восток, можно увидеть маленькую пещерку, которая почти заросла. Это дань уважения Пану - богу пастухов и лесов. Он появился в умах греков и официальной литературе после битвы при Марафоне в 490 г до н.э. Ему приписывают внушение страха персам и победу местных жителей.
Источник Клепсидра
В западной части расположена небольшая каменная ниша с источником, ранее называвшемся "Эмбедо". Его воды периодически исчезают, затем на поверхности земли снова появляется родниковая вода. В века V в. до н.э. греческий полководец Кимон превратил его в фонтан, который позже завалили камнями. В период расцвета христианства Клепсидра получил статус "святого", возле него начали выстраивать небольшую церковь Св. Апостолов.

Акрополь как уникальная экосистема

Холм является не только колыбелью греческой цивилизации, но и значимой для природоохранных организаций заповедной территорией. Биолог Григорис Тсунис утверждает, что Акрополь - это уголок рая на земле. Ученый долгое время изучал многообразие флоры и фауны на склонах холма и пришел к выводу, что в данной экосистеме присутствуют редкие виды птиц и бабочек. Увидеть одного из представителей фауны в наше время - большая удача.
Среди маковых и ромашковых полян также встречается уникальное растение под названием "micromeria acropolitana". Микромерия произрастает только на склонах Акрополя, в местах, где преобладают скалистые участки и минимум почвы. Впервые было замечено в 1906 году, после чего бесследно исчезло. Г.Тсунис обнаружил его повторно только в 2006 году, засвидетельствовать наличие Микромерии приехала профессор Кит Тан из Копенгагенского университета. Команда ученых не прекращает разработки дальнейших действий по охране экосистемы местности, чтобы долгое время этот удивительный уголок встречал туристов не только историческими руинами, но и природными богатствами, которые не успели уничтожить стихии и разрушительные действия человека.

Если есть желание купить сувениры, лучше делать это в лавках столичных мастеров или магазинах. Тройная наценка на безделушки в виде магнитиков, камней и кружек сильно ударит по карману, а ассортимент акропольских продавцов ограничен - местные власти не дают разрешения на превращение достопримечательности в заурядную торговую площадку. Но греки - мудрый народ, они понимают, что иностранным туристам сложно понять все величие святой земли, попытки прихватить с собой кусочек полуразрушенного ветрами, осадками и временем храма или театра были и будут. Каждую ночь смотрители поднимаются на площадку и разбрасывают кусочки мрамора, ракушек и цветного стекла, которые можно унести с собой в качестве сувенира.

О такой всемирной достопримечательности, как Афинский Акрополь, слышал каждый, многие могут дать его краткое описание, а где находится этот памятник истории и культуры – знает каждый еще с уроков истории в школе.


Однако Афинский Акрополь – это намного больше, чем несколько абзацев из школьного учебника.

Немного из истории

Как рассказывают мифы и легенды, основал этот древнейший памятник человеческой цивилизации Кекропс, мудрец и воин, бывший наполовину змеем, а наполовину – человеком, и – первым царем в Афинах. Чем именно приглянулся ему возвышающийся холм, даже сегодня имеющий высоту свыше 150 метров – своей плоской вершиной, приближенной к небесам и удобной для строительства, или же удобством со стратегической точки зрения – мифы не рассказывают.

Costas Tavernarakis/flickr.com

Так это или нет, жил когда-либо Кекропс или это собирательный образ, не известно, известно лишь, что самые ранние находки, сделанные археологами, относятся не к классическому времени в греческой истории, а к архаической эпохе. Причем это не просто остатки поселений или керамики, а фундаменты культовых сооружений и остатки скульптур.

Каждое время привносило на холм Афинского Акрополя что-то свое. В микенскую эпоху, то есть с XV по XIII века до нашей эры, он служил не только богам, но и царям Афин, так как именно на холме находилась резиденция царей, впрочем, по данным археологов, достаточно скромная.

Самое интенсивное строительство в акрополе и, разумеется, перестройка старых зданий, при которых менялась архитектура всего комплекса, происходили с VII по VI века до нашей эры.

А самое знаменитое здание, ставшее своеобразным символом Греции и фактически иллюстрирующее акрополь в Афинах – огромный по тем временам храм богини мудрости и войны, Афины Паллады, Гекатомпедон, предшественник Парфенона, был воздвигнут при правлении Писистрата, то есть, между 560 и 527 годами до нашей эры.

Писистрат был не только тираном, чья жестокость нашла отражение в веках, но еще и сыном, и учеником самого Гиппократа. По его прямому повелению царская древняя резиденция была снесена и на месте дворца вырос Гекатомпедон, имевший длину ровно в сто шагов.

Об этом памятнике Афинского Акрополя известно очень много, раскопки обнаружили прекрасно сохранившийся фундамент, остатки фронтонов, основания и фрагменты статуй и многое другое. Возможности реконструкции позволили полностью представить план здания, а компьютеры помогли ученым создать и трехмерную модель, идеально попадающую под древнее описание этого храма.

Jean-Pierre Dalbera/flickr.com

Старый музей Акрополя имеет постоянную экспозицию, в которой представлены как макеты с застройкой холма в различные культурные эпохи в целом, так и воссозданные «в миниатюре» копии разных зданий Акрополя, являющихся «звездами» античной культуры, в том числе представлены макеты и царского дворца, и Парфенона и, разумеется, Гекатомпедона.

Впервые серьезным разрушениям, после которых так и не был полностью восстановлен, Афинский Акрополь подвергся в печальный и трагический в древней истории Афин год – 480-й до нашей эры.

Это было время войны с персами, в результате которой при осаде и штурмах города все сооружения на холме остались надолго лежащими в пыли и руинах, поскольку жители города поклялись приступить к восстановлению храмов лишь тогда, когда последний перс покинет земли греков.

В 447 году до нашей эры время разрушения и забвения для основной сегодняшней достопримечательности Греции, закончилось. До Акрополя «дошли руки» у Перикла, который не просто решил восстановить отдельные сооружения, а, наоборот, выстроить новый, единый в своем архитектурном решении, огромный комплекс афинского акрополя, чтобы вся Греция увидела в нем символ вечности и величия Афин.

То, как выглядит Афинский Акрополь сегодня, разумеется, если представить оставшееся от достопримечательностей античности целым, впервые было представлено на схемах перед Периклом самим Фидием, самым известным скульптором, инженером и архитектором античности, чье имя дошло до наших дней.

Carole Raddato/flickr.com

Над созданием плана нового комплекса на холме трудился не только Фидий, под его началом работали лучшие и достойнейшие афинские зодчие того времени. История сохранила их имена – Мнесикл, Калликрат, Иктин и Архилох, помимо архитектуры зарабатывающий ещё и сатирической поэзией.

Его поэтическая деятельность известна нашим современникам намного лучше, чем его архитектурные труды, а ведь именно Архилох произвел большую часть инженерных расчетов для Парфенона – будущего основного здания из всего строящегося комплекса на холме, задуманного так, чтобы прогулка по Афинскому Акрополю всегда приводила именно к нему, к Парфенону.

Со времен этой глобальной застройки, инициированной Периклом, значительные изменения обходили Афинский Акрополь стороной, однако каждое историческое время стремилось найти зданиям на холме над Афинами свое применение.

К примеру, в V веке уже нашей эры, христиане превратили Парфенон в святилище Богоматери, а статую самой Афины вывезли в Константинополь, а после захвата греческой земли в XV веке турками, Парфенон из церкви превратили в мечеть и даже пристроили к сооружению минареты. Однако турки со временем оценили военные стратегические выгоды расположения холма, где находится Акрополь, и из мечети Парфенон стал арсеналом.

Впрочем, такой участи некоторые достопримечательности Акрополя, пережившие христианство, могли только позавидовать. К примеру, небольшой храм Ники Аптерос, игравший для христиан роль часовни, турками был разобран – из блоков возвели ряд дополнительных укреплений, а в Эрехтейоне, стоявшем чуть севернее Парфенона, расположился гарем.

В XVII веке, а именно в 1687 году, при осаде Афин с моря, прямое попадание пушечного ядра практически снесло центральную часть храма Афины Паллады, более того, венецианцы, попытавшись вывезти скульптуры из Парфенона, в спешке разбили большую их часть.

В XIX веке отличились британцы, а именно – дипломат ее Величества Томас Брюс Элджин, являвшийся 11-м графом Кинкардином и 7-м графом Элгином, знатоком искусства и одним из создателей античной коллекции Британского музея, его меценатом и попечителем. Этот «исключительной культуры» лорд приказал выломать и погрузить на корабли все, что было можно выломать физически.

Таким образом, в Британию уехали:

  1. Десятки метров фриза с метопами – то есть скульптурными композициями.
  2. Все, оставшиеся после венецианского грабежа статуи из Парфенона.
  3. Кариатида портика Эрехтейона.

В ходе освободительной греческой повстанческой войны против турок, тогда же, в XIX веке, чуть не погиб весь Афинский Акрополь, на карте могло не остаться даже самого холма. Турки предприняли попытку подрыва, которую предотвратил Костас Хормовитис, ставший национальным героем, имя которого и по сей день носят многие греческие улицы.

Однако, артобстрел с моря все же сильно навредил достопримечательности, при этом больше всех пострадал Эрехтейон, словно турки старались разрушить то здание, которое наиболее изменили и чаще всего использовали, превратив в гарем.

Практически с момента провозглашения независимости Греции от турок, началась реставрация и восстановление облика Афинского холма, а первая экскурсия по Афинскому Акрополю состоялась в конце XIX века.

Первое, о чем должен знать каждый турист, собравшийся увидеть собственными глазами достопримечательности Афинского холма, это то, что все стоящие на нем статуи и колонны – не оригиналы, а предмет трудов современных скульпторов, занимающихся реконструкцией. Чтобы увидеть настоящие скульптуры и все то, что находилось в храмах хотя бы со времен Перикла, ехать нужно не в Грецию, а в Лондон, Париж и Рим.

Находки археологов, являющиеся результатом работ с начала прошлого века, также не находятся под открытым небом. Они представлены в экспозициях музея Афинского Акрополя. Интересные факты об истории находок и их изучении, а также о курьезах на раскопках, расскажет местный экскурсовод.

Сегодня Афинский Акрополь это не только визитная карточка страны для туристов, и не просто холм, на котором можно осмотреть архитектурные полуразваленные достопримечательности, это целый историко-культурно-развлекательный комплекс, включающий в себя как и сам Акрополь, так и прилегающие к его холму памятники истории.

Территория комплекса открыта круглосуточно, более того, ночью жизнь здесь просто кипит. Хоть музеи по вечерам и закрывают до утра, но с наступлением сумерек включается изумительной красоты подсветка, а на холме Ареса собирается студенчество и молодежь со всего мира с гитарами и дешевым вином – к вниманию российской молодежи – пиво на этих тусовках не в чести.

Guillen Perez/flickr.com

В реконструированных руинах театра Диониса очень часто проходят выступления совершенно различного плана:

  • тут пели теноры с мировыми именами;
  • сюда приезжали различные лазерные и световые шоу;
  • здесь выступали простые уличные мимы в рамках различных фестивалей;
  • тут шли и идут спектакли греческих театров.

Эта площадка сохранила невероятную акустику и, безусловно, стоит занять место на полукруглой каменной скамье, которые, кстати, являются подлинными, поскольку театральную «яму», помнящую еще Сократа, раскопали только в прошлом веке, соответственно, растащить камни никто не успел. Театр Диониса и сегодня может вместить около 17 тысяч человек, все 67 рядов для зрителей полностью готовы их принять.

Carole Raddato/flickr.com

Помимо театра Диониса, есть еще одна историческая площадка, частично сохранившаяся со времен Перикла, а частично представляющая собой реконструкцию. Это – Одеон Герода Аттического, место, где проходили все городские собрания, где выступали политики, и где состоялось краткое обращение самого Перикла, по сути, сообщение гражданам о том, что последний перс покинул греческую землю, и пришло время для восстановления храмов на холме.

Robert Anders/flickr.com

Сейчас Одеон, так же как и при Перикле, рассчитан на 5000 человек, но внутрь можно пройти во время представлений лишь по билетам. Как правило, здесь выступают танцоры, например, достаточно часто приезжает с гастролями балет российского Большого театра.

Особого внимания при посещении комплекса заслуживает не до конца отреставрированный Эрехтейон. Этот большой храм, посвященный Посейдону и названный по имени царя Эрехтея, по утверждению мифов – сына бога морей, может похвастаться рядом реконструированных статуй и равномерной подсветкой в вечернее время, что открывает большие возможности для художественной фотографии.

Сегодня весь холм – огромная строительная площадка, причем реконструкция, реставрация и археологические изыскания ведутся одновременно и везде. Однако это выглядит очень аккуратно и ничуть не мешает ни туристическим автобусам с находящимися в них любопытными любителями древностей, ни самостоятельно прогуливающимся туристам, ни фотографам, ни выступающим артистам, ни кому-либо еще.

Как добраться?

Перед тем как добраться из аэропорта Афин ко входу в исторический комплекс, стоит подумать о том, что на осмотр всего что есть на холме и вблизи от него уйдет весь день, не считая того, что самое красивое и интересное здесь происходит после заката.

Brian Jeffery Beggerly/flickr.com

Поэтому, если приезжать непосредственно в Афины, стоит сначала определиться с отелем, но если нужно провести несколько часов между рейсами при транзите, тогда стоит воспользоваться одним из трех возможных способов покинуть аэропорт и посетить Афинский Акрополь:

  1. Автобус – его остановка находится между входами 4 и 5 аэропорта, номер X95, доехать нужно до конечной, до площади с громким названием SYNTAGMA. Билет стоит 5 евро, отходят автобусы каждые 20 минут, а плату за проезд принимает водитель. От площади нужно подняться в буквальном смысле вверх, пешком, по симпатичной брусчатке улицы Makrigianni. Заблудится невозможно – холм с Акрополем прекрасно видно и перепутать его с чем-то другим достаточно сложно.
  2. Метро – станция находится в самом аэропорту, ее просто отыскать по указателям, конечный пункт тот же – площадь SYNTAGMA. Ветка в аэропорту одна – синяя. Запутаться невозможно. Стоимость проезда – 8 евро, билеты в кассе метрополитена при входе на станцию. В греческом метро есть система «коллективного» билета и билета «туда-обратно». К примеру, билет «туда-обратно» стоит 14 евро, то есть, уже экономия в 2 евро. Чем больше едет людей вместе «туда-обратно», тем дешевле поездка. Доехав до площади можно или выйти и пройтись пешком по Афинским улочкам, или же пересесть на соседнюю красную ветку и проехать до станции ACROPOLI. То есть – до входа в музей и сам исторический комплекс.
  3. Такси – не самый бюджетный вариант, плюс только в том, что машина доставит прямо к ступеням входа в исторический комплекс. Стоянка таксистов расположилась между 2 и 3 входом в аэропорт. Стоимость составит 35 евро в дневное время, то есть с 5 утра до полуночи, и 50 евро для желающих прокатится ночью. Заказать машину к определенному времени можно через сайт .

Видео: империи из камня – Акрополь, Афины, Греция.

Сколько стоит?

Около Нового музея Акрополя останавливается экскурсионный «паровозик». Это обзорная экскурсия, очень интересная и, что самое главное, позволяющая определится с тем, куда стоит пойти в первую очередь. Цена «паровозика» 6 евро, длительность мини-тура – 60-70 минут.

Стоимость посещения отдельных памятников иногда меняется, это зависит от нагрузки на них со стороны археологов и реставраторов, к примеру, если здание закрыто для посещений, то после открытия билет будет дороже, чем был до закрытия.

Однако, все очень демократично в целом, например, посетить стадион Панатинаикос, где проходили античные Олимпийские игры и другие состязания атлетов, стоит 3 евро. Заказать экскурсию с посещением Акрополя можно с помощью портала .

Входной общий билет в комплекс стоит 12 евро, действует 4 дня с момента покупки, и включает право на посещение:

  • театра Диониса;
  • храма Зевса;
  • развалин библиотеки Адриан;
  • древнего античного кладбища – Керамик;
  • Парфенона;
  • Агор, как классической, так и поздней, так называемой римской.

В любой момент осмотр можно прервать и спуститься от входа в комплекс на утопающую в зелени и ресторанчиках на любой бюджет и вкус улицу Mnisikleous, с направлением ошибиться невозможно, нужно ориентироваться на виднеющуюся гору Ликавиттос, с которой улица и соединяет исторический комплекс Акрополя.

Перекусив, можно вернуться к осмотру, или же просто пойти гулять, ведь билет в Акрополь действителен четыре дня, неограниченное количество раз, такое «ограничение» делает посещение комплекса исключительно удобным и позволяет не устать при осмотре.