Теплоход сура. На Оку вернутся колёсные суда Колесный теплоход сура

2. "Сура" - колесный теплоход с гидравлическим приводом гребных колес, длиной 35,5 м, шириной 9,8 м, водоизмещением 130 т. Может развивать скорость до 14 км в час. Планируется, что конструкция судна обеспечит ему хорошую маневренность и проходимость по мелководью. Нижегородские конструкторы и проектировщики, разрабатывая проект принципиально нового судна, внесли в него много интересных находок. Интересна и необычна форма самого судна. Своими обводами оно напоминает старинный пароход. Отличительной особенностью архитектурно-конструктивного решения судна является обеспечение надводного габарита 8,6 м для прохода под московскими мостами. Для чего все конструкции выше палубы солярия выполнены заваливающимися, а шлюпочное устройство новой конструкции «соскальзывающего» типа размещено в корме, на уровне главной палубы. В носовой части в фальшборте выполнена аппарель, обеспечивающая удобный сход пассажирам при подходе носом к необорудованному берегу. Палуба полубака предоставлена туристам, а якорное и швартовые устройства опущены на главную палубу. Особо можно подчеркнуть качество сварки всех конструкций теплохода. Судно обладает высокой проходимостью по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером (а также под мостами в Москве).

3. Другое уникальное свойство судна - применение нового движительно-рулевого комплекса с использованием гребных колес. Это позволяет повысить управляемость, маневренность и устойчивость, дает возможность выхода пассажиров на необорудованный берег. Высокая экономичность судна, небольшая грузоподъемность, большая скорость, меньшая экологическая нагрузка, делают его более выгодным по отношению к аналогичным проектам импортного производства. Кроме того, у колесного теплохода на 40% ниже расход топлива, что очень актуально, так как на топливные расходы приходится половина стоимости круизной путевки.

4. Теплоход был спущен на воду 1 ноября 2010 года в Нижнем Новгороде. Сейчас происходит последнее оборудование ряда внутренних помещений, сооружен тент на верхней палубе, куда, учитывая возможное прогулочное применение судна, выведен камбузный лифт.

5.

6.

7.

8.

9. На теплоходе оборудованы каюты с трансформируемой мебелью (каюты на главной палубе теплохода будут сделаны двухместными двухъярусными).

10.

11.

12. На судне 40 пассажирских мест со всеми удобствами и ресторан.

13. В фуршетном варианте он вмещает в себя до 150 человек.

14. Новаторство проекта состоит и в том, что судно может работать как на обычном дизельном топливе, так и на биотопливе. Это позволяют используемые дизели марки Deutz. Экипаж теплохода состоит всего из 11 (одиннадцати) человек, включая пятерых работников судового ресторана. Это стало возможным благодаря высокому уровню автоматизации, и совмещению профессий (капитан-механик и т. д.). Осадка теплохода составит всего 75 сантиметров. Это позволит теплоходу работать на мелководных боковых реках.

15.

16.

17. Не мог не показать вам крупнее этот пульт. Русский с китайцем братья на век. "Отклюуения" и "зарял. аккум" - это прекрасно:)

18.

19.

20. Проект теплохода разрабатывался нижегородским инженером-изобретателем Евгением Фальмоновым (на фото), который имеет патент на изобретение колесно-движительного рулевого комплекса № 2225327 от 30.11.2001 г.

21. Ну как же не проверить спасательные средства на корабле.

22.

23. Как только завершатся ходовые испытания, теплоход сможет пройти по малым рекам, где из-за низкого уровня воды не ходят другие суда, сможет сам сниматься с мели, причаливать в любом месте «носом в берег». А пока не соблюдены все бюрократические формальности, к сожалению, он не может самостоятельно передвигаться по нашим рекам и поднимать Российский флаг. Поэтому для доставки судна к месту постоянной стоянки прибыл буксир.

24. Честно говоря, нас просили не сильно афишировать это в своих отчетах. Но поскольку информация уже прошла по многим Нижегородским телевизионным каналам, не вижу смысла скрывать. Да и нет в этом ничего зазорного. Корабль готов, а значит в самое ближайшее время, как только будут подписаны все необходые бумаги, выйдет в свой первый рейс.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31. До скорой встречи, "Сура". Ждем твоего первого самостоятельного рейса.

В моем отчете практически нет фотографий экстерьеров теплохода. Но посмотреть как он выглядит с разных ракурсов вы можете в этом посте Сергея.
Выражаю благодарность Нижегородской туристической компанией «ГАМА» и лично Анне Вингурт за организацию экскурсии и предоставленную информацию о теплоходе.

November 6th, 2010 , 01:19 am

1 ноября 2010 года на Городецком судоремонтном заводе спущен на воду заднеколесный пассажирский каютный теплоход "Сура" (проект ПКС40). Первые маневры теплохода показали, что он нормально управляется (управление осуществляется из рубки с помощью двух джойстиков). Штатно работает привод колес.

Через несколько дней теплоход перейдет в Нижний Новгород, где в течение межнавигационного периода будет достраиваться. Предстоит оборудовать все внутренние помещения, соорудить тент на верхней палубе (куда, учитывая возможное прогулочное применение судна, выведен камбузный лифт).

Некоторое время назад участники интернет-форума Infoflotforum.ru смогли посетить, и позднее обсудить каюты с трансформируемой мебедью, которые планировалось оборудовать на «Суре». С учетом этого обсуждения, было решено сделать такими только каюты на средней палубе. А каюты на главной палубе теплохода будут сделаны двухместными двухъярусными, более привычными для пассажиров.

Приведу несколько фактов, которые мне показались интересными и в чем-то новаторскими.

Во-первых, судно может работать как на обычном дизельном топливе, так и на биотопливе. Это позволяют используемые дизели марки Deutz.

Во-вторых, экипаж теплохода состоит всего из 11 (одиннадцати) человек, включая пятерых работников судового ресторана. Это стало возможным благодаря высокому уровню автоматизации, и совмещению профессий (капитан-механик и так далее).

В третьих, осадка теплохода составит всего 60 сантиметров. Это, правда, не позволит «Суре» выходить в Рыбинское водохранилище (судну будет присвоен класс Речного Регистра «Р»), но зато теплоход сможет работать на мелководных реках.

Компания «Гама» планирует приступить к эксплуатации теплохода весной 2011 года.

Несколько фотографий, сделанных главным конструктором проекта Евгением Васильевичем Фальмоновым:

В 19 веке и первой половине двадцатого столетия наши реки бороздили колесные пассажирские и буксирные суда. Этим летом в первый рейс по Волге отправится современный колесник. Однако это вовсе не дань моде на ретро. Небольшой по размерам и водоизмещению колесный теплоход «Сура» своим появлением может ознаменовать качественное обновление речного флота, которого мы так заждались.

Пройдем и по мелким, и по извилистым рекам

Уникальный колесник появился благодаря усилиям трех сторон: нижегородского инженера-изобретателя Евгения Фальмонова, туристической компании «ГАМА» и Городецкого судоремонтного завода (ГСРЗ).

В России 100 тысяч километров водных путей, но из них используется только половина, - говорит Дмитрий Галкин, генеральный директор туристической компании «ГАМА». - Например, в Нижегородской области протекают такие живописные реки, как Сура, Унжа, Керженец, Ветлуга, которые являются несудоходными. Между тем, люди хотели бы отправиться в круиз по ним. Однако существующим флотом эти реки не пройти.

Идея создать соответствующее пассажирское судно родилась в 2007 году, когда инженер-изобретатель, кораблестроитель и судовой архитектор Евгений Фальмонов представил Галкину свою разработку — уникальный движительно-рулевой комплекс, на который у него был получен патент. Было решено проектировать пассажирское судно с рабочим названием «Сура».

Оно уникально благодаря своему движительно-рулевому комплексу, который позволяет судну работать на минимальных глубинах, а эта проблема с учетом обмеления судоходных рек, в частности, Волги становится с каждым годом все актуальнее, - рассказывает Евгений Фальмонов. - «Сура» пройдет по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером, даст пассажирам возможность выхода на необорудованный берег по носовой аппарели. А если судно сядет на мель, то с помощью тяги опущенных на дно колес оно сможет вытащить себя самостоятельно.

И двигается, и рулит

В движительно-рулевом комплексе, запатентованном Фальмоновым, совмещено сразу две функции — движения и управления. На традиционных судах движитель (водомет или колесо) и орган управления (как правило, перо руля) существуют по отдельности. Колесный движительно-рулевой комплекс Фальмонова представляет собой два прочных сварных колеса с раздельно управляемым приводом. Это хорошо сразу с двух сторон: удешевляется стоимость изготовления и возрастает надежность. Логика проста: два устройства — это всегда менее надежно, чем одно.

Применение колесного движительно-рулевого комплекса с электромеханическим приводом колес позволило снизить потребную мощность, исключить валовую линию и винты - главный источник шума и вибрации на судне, исключить традиционные рули, повреждения которых на речном судне частое явление, - рассказывает Фальмонов. - Уменьшение запасов топлива, максимальное использование внутренних объемов, облегченная конструкция надстройки с использованием строительных материалов — все это позволило создать экономичное судно с необычной архитектурой.

Экономика речного круиза зависит от двух показателей: удельного водоизмещения на одного пассажира и мощности, необходимой для перевозки одного пассажира, - продолжает Дмитрий Галкин. - Показатели «Суры» по сравнению с существующими судами — в 2-3 раза ниже.

«Сура» - первое подобное судно. Дальнейшие теплоходы этой серии планируется строить под заказ. Интерес уже проявили компании из Великого Новгорода, Республики Коми, Ростова-на-Дону, Астрахани.

Если наш теплоход мы строили полтора года, то с каждым последующим планируем уложиться в 12 месяцев. По нашим оценкам, потребности российских судоходных компаний, специализирующихся на речном туризме, в судах подобного типа — около ста единиц, - подсчитывает Дмитрий Галкин. - К судну уже сейчас ощущается огромный интерес. Первые круизы на «Суре» уже распроданы.

Строили «Суру» полтора года на Городецком судоремонтном заводе (ГСРЗ). Кораблестроители собрали и окрасили металлический корпус и надстройки, изготовили и монтировали движительно-рулевой комплекс и ряд других систем. Это уже не первая серьезная работа городецких корабелов. В 2009 году ГСРЗ заключил первый в истории предприятия контракт с голландской компанией, а в июле прошлого года танкер-химовоз «Идуна» грузоподъемностью более семи тысяч тонн был спущен на воду. Кстати, голландцы признали это судно одним из лучших по качеству работ.

Евгений Фальмонов занимается проектированием судов всю сознательную жизнь.

Я отношусь к счастливчикам, для кого работа больше, чем хобби, - рассказывает Евгений Васильевич. - Судьба подарила мне встречи с интересными и увлеченными людьми. Лекции в институте по судовой архитектуре нам читал Владимир Викторович Сергеевич, который создал суда, которые ходят до сих пор. Затем 17 лет он был моим начальником. Вместе мы мечтали, фантазировали, побеждали в конкурсе 1989 года на проектирование пассажирского судна для кольцевой линии по Оке-Волге.

В 1993 году Фальмонов познакомился с главным инженером Красноярской судоверфи Иваном Буллером, который откликнулся на его предложения по созданию колесников нового типа. Вскоре на Енисей вышли заднеколесные паромы.

В 2004 году Евгений Васильевич представил видео испытаний Красноярских колесных паромов на конференции любителей речного флота. Его доклад вызвал большой интерес. А в августе 2005 года произошла судьбоносная встреча изобретателя с бизнесменом Дмитрием Галкиным.

Однако Фальмонов далек от того, чтобы почивать на лаврах. Он увлечен проектами новых судов.

- «Сура» - это только начало, - считает Евгений Васильевич. - Географические особенности страны - мелеющие и замерзающие на полгода реки, шельф северных морей - требуют инновационных решений для продленной или круглогодичной навигации флота. Таким решением может явиться колесный ледокол, который сможет двигаться носом и кормой вперед, маневрировать во льду и шуге. Причем, при движении колесами вперед эффективность ледокольной работы резко возрастет. Гребные колеса, представляющие по форме две косозубые фрезы, вращаясь со скоростью 10-30 об/мин, разрушают лед с использованием деформации сдвига по линии приложения силы кромкой плицы, а не изгиба, что характерно для традиционных ледоколов. А известно, что прочность льда на срез в пять раз ниже, чем на изгиб.

Кроме того, гребные колеса, имеющие ширину большую, чем корпус, а площадь гидравлического сечения почти равную площади поперечного сечения погруженной части корпуса, захватывают большую массу воды вместе с кусками льда и разгоняют их, благодаря винтовой форме плиц, в стороны под кромку проложенного канала, - продолжает инженер. - В канале практически не будет битого льда, а на корпусе судна не станет образовываться ледовая чаша. Таким образом, ледокол сможет двигаться в чистом канале, не испытывая ледового сопротивления трения, обычно составляющего около 15% общего сопротивления движению во льдах.

Расчеты Фальмонова показывают, что применение специальных гребных колес в качестве ледоразрушающего и ледоочищающего устройства может дать примерно двукратное снижение энергозатрат, водоизмещения и осадки в сравнении с традиционным ледоколом равной ледопроходимости.

После двадцатилетнего спада в России наблюдается заметный подъем судоходства и судостроения. Но настоящий бум судоходства на реках только грядет в связи с планируемым созданием международных транспортных коридоров, включающих водные пути России, - заглядывает в будущее Евгений Васильевич. - С приходом иностранных судоходных компаний на наши реки выживание российского флота будет зависеть от эксплуатационных и экономических характеристик транспортных судов. Суда советской постройки морально и физически устарели. Предстоит создать новый конкурентоспособный флот. Каким он будет, зависит от качества новых идей и от готовности заказчиков воспринять их.

Длина ПКС-40 «Сура» 35,5 метров, высота 8,4, ширина 9,8. Благодаря таким небольшим размерам это судно целиком спряталось за дебаркадером фирмы «Гама» и его не удалось сфотографировать «в полный рост»:) Из-за небольшого надводного габарита «Сура» сможет проходить под мостами в центре Москвы.

02.

Круизное судно «Сура» - куда ни ткни, везде что-то новое и необычное для речных туристов.

Пассажировместимость всего 40 человек. Такое количество пассажирских мест выбрано не случайно и соответствует числу мест в экскурсионном автобусе.

Осадка всего 67 сантиметров. «Сура» сможет зайти в такие реки, куда привычные всем круизный суда не пройдут из-за своей осадки.

Высадка пассажиров может осуществляться в необорудованных местах. «Сура» подходит «носом в берег» и по носовой аппарели пассажиры комфортно спустятся на берег. Т.е. «Суре» не нужен оборудованный причал, плата за использование которого зачастую очень высока. Например, отшвартоваться на Валааме стоит 24 000 руб.

В кормовой части «Суры» расположен колесно-движетельный рулевой комплекс. Т.е. 2 гребных колеса. Почти, как у «американцев», только нет рулевого пера и эти 2 колеса могут вращаться с разной скоростью, благодаря чему «Сура» умеет поворачивать. Лопатки гребных колес выполнены из стали 8 мм - легко разрубят попавшее в колесо бревно. По прогнозам создателей в колесно-движетельном рулевом комплексе «Суры» ломаться нечему.

Гребные колеса приводятся в действие электродвигателями. По-сути «Сура» - это дизель-электроход. В машинном отделении судна находятся 2 дизеля, которые могут работать на дизельном топливе и рапсовом масле. Так, что если вы почувствуете запах жареной картошки, то возможно где-то рядом проходит «Сура», работающая на рапсовом масле:)

Благодаря высокой степени автоматизации и совмещению профессий на «Суре» 3 вахты по 2 человека.

Проектирование и постройка этого судна обошлось в 75 000 000 руб.

Зима - не лучшее время для осмотра речного круизного судна, но все же некоторое представление об интерьерах можно получить. Осматривали «Суру» мы вместе с главным конструктором проекта и изобретателем колесно-движетельного рулевого комплекса Евгением Васильевичем Фальмоновым (на фото второй слева). Также на фото видна носовая аппарель «Суры».

03.

При входе на «Суру» попадаем в салон-вестибюль на средней палубе. Всего на судне 3 палубы: нижняя, средняя и солнечная. Линолеум и целлофан постелили специально для защиты поверхностей на зимнее время. Перед открытием навигации это всё снимут и пропылесосят:)

04.

05.

06.

Спускаемся на нижнюю палубу.

07.

Стены оклеены высокопрочными обоями.

08.

На нижней палубе «Суры» расположены двухместные каюты с удобствами. Диван раскладывается и получается двуспальное место от стены до стены.

09.

Шкафа для одежды тут нет. Для одежды предусмотрен мешок.

10.

Санузел в каюте.

11.

12.

Попасть в пассажирскую каюту и воспользоваться электроэнергией можно только благодаря специальной карточке.

13.

За пассажирскими каютами на нижней палубе располагаются каюты экипажа. Далее идет небольшая кают-компания с окном выдачи пищи из камбуза.

14.

Еще ближе к корме нижней палубы расположен камбуз.

15.

16.

17.

18.

Ещё ближе к корме располагается машинное отделение.

19.

20.

21.

22.

23.

На средней палубе расположены четырех и двухместные каюты с удобствами. Тут уже есть шкаф для одежды.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Приготовленная на камбузе еда приезжает на лифте на среднюю палубу.

32.

И попадает в ресторан.

33.

34.

На «Суре» повсюду установлены камеры видеонаблюдения.

35.

Рулевая рубка.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

Генеральный директор группы компаний «Гама» Дмитрий Николаевич Галкин (на фото третий слева).

44.

За рулевой рубкой располагается свободная солнечная палуба. Сюда, к барной стойке, выведен камбузный лифт.

45.

46.

По правому и левому борту по спасательному плоту.

47.

Также предусмотрено место для спасательной шлюпки. Ещё на фото видны гребные колеса, которые закрыты защитными кожухами.

48.

49.

А это уже круглый стол по актуальным вопросам пассажирского флота - 2012 с участием генерального директора группы компаний «Гама» Дмитрия Николаевича Галкина. На ноутбуке видна фотография «Суры».

50.

Немного тезисов с круглого стола:

Проект еще одного колесника ПКС-200 «Золотое кольцо» пока заморожен. Нет денег.

Появилось предварительное расписание «Суры» на навигацию 2012 года. «Сура» будет в Москве на ЮРВ в июле и августе. Правда цены на такой круиз ни то, что кусаются, а сжираю речного туриста чуть менее, чем совсем. Круиз Нижний Новгород - Москва ЮРВ - Нижний Новгород 11 дней/10 ночей в июле, августе при четырехместном размещении на средней палубе с трехразовым питанием обойдется туристу в 64 750 руб. Двухразовое питание позволит сэкономить только 3 850 руб.

«Гама» планирует построить «круизную баржу». Т.е. на барже размещаются каюты и помещения для туристов. К барже цепляется толкач (примерно такой, как на фото)

51.

И весь этот толкаемый состав катает туристов по рекам. Хоть это и позволит при относительно низких затратах создать еще одну единицу круизного флота и задействовать толкач на прочих работах при закрытии круизной навигации, но у меня в голове следующее: теплоход должен быть белым и ах, но никак не зеленой и баржей. Не исключено, что идея и возможное воплощение «круизной баржи» найдет своих поклонников в среде речных туристов.

А это максимум, как мне удалось заснять «Суру» снаружи.

52.

Построен по проекту ПКС-40 на Городецком судоремонтном заводе для нижегородской группы «Гама». Проектные работы «Гама» начала в 2007 году. Утверждение проекта Российским Речным Регистром состоялось в июне 2009 года.

Судно под заводским номером 1 было заложено в октябре 2009 года на Городецкой судоверфи в Нижегородской области в России и спущено на воду 1 ноября 2010 года.
Строительство было завершено в 2011 году. Свой первый рейс теплоход Сура совершил 11 мая 2012 года.

При строительстве теплохода использован колёсный движительно-рулевой комплекс, разработанный нижегородским конструктором Евгением Фальмоновым, что позволило уменьшить осадку до 0,6 м.
Расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса мелкосидящего судна сокращается на 40%. Патент на устройство был получен в 2001 году.

Стоимость судна 75 млн рублей. Планируется использование теплохода на кольцевой линии Ока - Волга.

Основные характеристики:

Водоизмещение 130 т

Длина 35,5 м

Ширина 9,8 м

Высота 8,4 м

Осадка 0,6 м

Двигатели дизели марки Deutz

Мощность 2x180 л.с.

Скорость хода 16 км/ч (расчётная 12,5)

Пассажировместимость 40